История, теория и философия права. Олимпиада для студентов и выпускников (2016 год)

 

  Главная      Тесты

 

     поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История, теория и философия права. Олимпиада для студентов и выпускников (2016 год)

 

 

 

 

Олимпиада для студентов и выпускников - 2016 г.


Олимпиадное задание, критерии оценок заданий, решения заданий по направлению «Юриспруденция»

Профиль магистерской программы: «История, теория и философия права»

Время выполнения задания - 120 мин.

Пояснительная записка

Олимпиадное задание 2016 года состояло из трех частей: 1 задание - ответы на вопросы теста; 2 задание - задача (нахождение неверных утверждений в тексте); 3 задание - написание эссе по предлагаемой теме. В сумме участник олимпиады мог набрать до 100 баллов.
 

 


1. Первое задание - тест (с ответами)

В каждом вопросе выбирался один ответ среди предложенных и отмечался соответствующий ему овал в бланке на пересечении номера вопроса и номера ответа. Тестовое задание оценивалось максимум в 25 баллов: правильный ответ на один вопрос давал один балл. Ниже приведен перечень тестовых вопросов с правильными ответами:

1. Теория государства и права в период своего становления в конце XVI в. называлась:

1) компаритивистикой

2) основами права

3) словарем права

4) толкованием права

5) энциклопедией права+

 



2. Функцию теории государства и права как науки, которая состоит в открытии новых закономерностей развития государственно-правовых институтов, называют:

1) гносеологической

2) методологической

3) онтологической

4) организационно-прикладной

5) эвристической+
 

 


3. Метод, который используется в теории государства и права для проверки проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования, называют:

1) кибернетическим

2) математическим

3) методом социального эксперимента+

4) системным

5) функциональным

 

 



4. Представителями теории насилия в вопросе о происхождении государства были:

1) Аристотель, Р. Филмер, Н.К. Михайловский

2) Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский+

3) Ж.-Ж. Руссо, Г. Гроций, А.Н. Радищев

4) Л.И. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд

5) Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д.Ж. Мерсье

 

 

 

 

 

5. Появлению прибавочного продукта, по мнению представителей материалистической теории происхождения государства, способствовало:

1) изобретение консервирования

2) изобретение плуга

3) культивирование растений

4) неолитическая революция+

5) одомашнивание скота

 



6. Термин “мононорма”, означающий норму, соединяющую в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера, впервые ввел в оборот:

1) А.И. Першиц+

2) Г. Кельзен

3) Г.В. Мальцев

4) Г.Ф. Шершеневич

5) С.С. Алексеев

 



7. Впервые предпринял попытку провести типологию государств:

1) Аристотель+

2) Демокрит

3) Платон

4) Протагор

5) Сократ
 


8. В формационном подходе нет места:

1) рабовладельческому государству

2) феодальному государству

3) буржуазному государству

4) социалистическому государству

5) капиталистическому государству+

 



9. Автором концепции замкнутой цивилизации, под которой следует понимать замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков, является:

1) А. Тойнби+

2) Д. Бьюкененом

3) Й. Шумпетер

4) М. Вебер

5) У. Ростоу

 



10. Конституционный принцип образования и деятельности механизма государства, согласно которому единственным источником власти в государстве является многонациональный народ:

1) принцип гуманизма

2) принцип законности

3) принцип народовластия+

4) принцип разделения властей

5) принцип федерализма



11. Предмет ведения, полномочия, формы и методы деятельности государственного органа принято называть термином:

1) инструкция

2) компетенция+

3) субординация

4) сфера ответственности

5) юрисдикция
 

 


12. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации образуют:

1) Министерство финансов

2) совместную парламентскую комиссию

3) Счетную палату+

4) Федеральную службу финансово-бюджетного надзора

5) Центральный банк

 



13. Федеративное государство характеризуется тем, что:

1) делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью

2) создается на добровольной основе для решения определенных задач

3) субъекты имеют право сецессии, т.е. свободного выхода

4) субъекты обладают политической самостоятельностью+

5) субъекты сохраняют суверенитет практически в полном объеме
 

 


14. Ганс Кельзен был сторонником понимания права с позиции:

1) интегративного подхода

2) психологической теории права

3) социологического подхода

4) философского подхода

5) юридического позитивизма (нормативного подхода)+

 



15. Способ изложения норм права в статьях закона, при котором дается относительно конкретный перечень обстоятельств, при которых данная норма будет действовать, перечисляются все аспекты (нюансы) предписываемых или дозволенных действий, во всей конкретике расписываются последствия нарушения нормы:

1) абстрактный способ

2) бланкетный способ

3) казуальный способ+

4) прямой способ

5) ссылочный способ
 

 


16. Основной тезис “право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом” можно встретить в:

1) интегративном подходе к правопониманию+

2) психологической теории права

3) социологическом подходе к правопониманию

4) философском подходе к правопониманию

5) юридическом позитивизме (нормативном подходе к правопониманию)

 

 

 

17. Точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, негосударственными организациями и гражданами - это принцип:

1) законности+

2) неотвратимости

3) обоснованности

4) справедливости

5) целесообразности
 

 


18. Институт контрасигнатуры в ограниченной монархии позволяет переложить или разделить политическую ответственность между главой государства и:

1) парламентом

2) правительством+

3) высшим судом (органом конституционного контроля)

4) прокуратурой

5) министерством внутренних дел
 

 


19. в структуру гражданского общества не входят:

1) государственные унитарные предприятия и учреждения+

2) негосударственные средства массовой информации

3) политические партии и общественные движения

4) семья

5) церковь
 

 


20. Право на объединение; право на мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование; право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления относятся к категории:

1) гражданских прав и свобод

2) культурных прав и свобод

3) политических прав и свобод+

4) социальных прав и свобод

5) экономических прав и свобод

 



21. Исходные нормы права, которые содержат руководящие идеи, характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение:

1) нормы-дефиниции

2) нормы-задачи

3) нормы- начала

4) нормы-принципы+

5) нормы- цели
 

 


22. Право законодательной инициативы не принадлежит:

1) Верховному Суду РФ

2) депутатам Государственной Думы

3) инициативной группе граждан+

4) Совету Федерации

5) членам Совета Федерации
 

 


23. Форма систематизации законодательства, при которой происходит простое объединение нормативных правовых актов в единый сборник без изменения их содержания и юридической силы:

 

1) инкорпорация+

2) кодификация

3) консолидация

4) ревизия

5) учет
 


24. Способ толкования нормы права, который означает уяснение смысла нормы права в связи с местом, которое она занимает в системе норм права и ее отношения с другими нормами права, заключенных в институты, подотрасли и отрасли права, называют:

1) грамматическим

2) логическим

3) систематическим

4) социологическим+

5) специально-юридическим
 

 


25. Единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу в исламском праве укладывается в термин:

1) иджма+

2) кийас (кияс)

3) сунна

4) фатва (фетва)

5) фикх





2. Второе задание.

В представленном тексте задачи было необходимо найти и исправить явные (однозначные) ошибки. Количество баллов за ответ начислялось пропорционально количеству исправленных ошибок. За исправление каждой из ошибок начислялось одинаковое количество баллов (3). Пример: абитуриент обнаружил и исправил в тексте 5 из 10 ошибок. В данном случае он получал 15 из 30 возможных баллов.





Текст задачи:


Правовая культура является важнейшей частью общей культуры общества или отдельной личности, связанной с политической, нравственной, духовной и другими видами культур. Это особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки. Правовую культуру можно понимать в широком и узком значении. В широком понимании - это глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований как внутренней потребности и необходимости. В узком понимании - это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в неё входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, профессиональную культуру и др. Что касается структуры правовой культуры общества, то она включает в себя следующие уровни: Во-первых, уровень развития правосознания, который характеризуется: признанием обществом государства, выражающего общие интересы народа (нации), высшей ценностью;

признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека;

осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой защиты,

 

 

уважением к правам и свободам других людей, однако в той мере, в которой не нарушаются основы существующего в данном обществе политического режима;

знанием гражданами норм конституции, положений важнейших НПА; информированностью граждан о процессах, происходящих в области права, а также позитивным отношением к суду в пределах задач правовой политики конкретного государства.

Во-вторых, уровень развития правовой деятельности, который предполагает: наличие юридической науки, отвечающей современным требованиям, и качественное преподавание права в учебных заведениях юридического профиля; вовлечение в правовую деятельность узкого слоя профессионалов, имеющих высшее юридическое образование;

высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности; незавершенность правовых реформ, как отражение динамичного характера правового развития общества и государства;

соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве; высокое качество правоприменительной деятельности.

отсутствие необходимости в налаженной системе правового воспитания населения в духе идей современной правовой культуры.

В-третьих, уровень развития всей системы нормативных правовых актов, который достигается благодаря:

наличию в государстве конституции, отвечающей высоким правовым стандартам, вне зависимости от реального уровня правового и социально-экономического развития общества;

соответствию конституции законов, а всех иных НПА законам;

высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, актов применения права;

ограничению в интересах государства и общества действия механизма правозащитной деятельности.

О правовой культуре конкретного общества судят с позиций известных высших в данное время мировых достижений (идей и их практических воплощений) в области правовой культуры. Сравнение характеристик основных элементов правовой (и государственно-правовой) организации определенного общества с характеристиками соответствующих компонентов наиболее развитых правовых культур современности позволяет выявить и объективно оценить степень развитости правовой культуры данного общества, цель и ориентиры его дальнейшего культурно-правового развития и совершенствования.



Правильные ответы взамен ошибочных, содержащихся в тексте:

1. Правовая культура в широком понимании - это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

2. Правовая культура в узком понимании - это глубокое знание, понимание права и осознанное выполнение его требований как внутренней потребности и необходимости.

3. Для современных демократических обществ характерно признание высшей ценностью человека, а не государства. Г осударство призвано обеспечивать реализацию прав и свобод человека и создавать необходимые условия для его гармоничного развития.

4. В современных демократических обществах реализация фундаментальных прав и свобод человека является основополагающим принципом функционирования политических режимов. В ином случае обосновывается необходимость проведения соответствующих политико-правовых реформ, нацеленных на демократизацию и либерализацию

 

политических режимов.

5. В обществах с высоким уровнем правовой культуры обеспечивается широкое информирование граждан о процессах в области права в интересах общенационального развития, вне зависимости от вектора правовой политики, характерного для того или иного правительства. Судебная власть, представляющая отдельную независимую ветвь власти в демократических обществах, также не призвана обслуживать интересы политических групп, в данный момент находящихся у власти.

6. Общество с развитой правовой культурой обеспечивает вовлечение широких слоев населения, а не только профессионалов, в деятельность, связанную с правом.

7. Незавершенность правовых реформ является фактором роста правового нигилизма и снижения уровня правовой культуры в обществе.

8. Поддержание высокого уровня правовой культуры в обществе требует создания системы правового воспитания населения в духе идей, ценностей и ориентиров развитой правовой культуры современности.

9. Конституция должна разрабатываться с учетом реального уровня социальноэкономического развития общества и комплекса факторов (духовных, культурных, правовых и т.д.), определяющих состояние правовой культуры населения. В ином случае неизбежно укрепление традиций правового нигилизма, выражающихся, в том числе, в фактах массового и повсеместного нарушения законодательства, неспособности государства справиться с бурно растущей преступностью.

10. Правозащитная деятельность в современных демократических обществах является важнейшим компонентом правовой культуры, способствующей соблюдению законодательства в сфере прав и свобод человека и гражданина, а также преодолению правового нигилизма в работе аппарата государственной власти.

3. Третье задание - написание эссе.

1. Суть задания заключалась в написании развернутого ответа в форме эссе на предложенную тему (максимальная оценка 45 баллов). Тема эссе: «Основные теории происхождения государства». Иллюстрируйте примерами известных Вам

исторических форм возникновения государства.

При оценке выполнения эссе применялись нижеследующие критерии:
Критерии оценки выполнения олимпиадного задания в форме эссе

 

 

 

Содержание ответа участника

Оценка по 45-балльной шкале

Неявка на олимпиаду.

Ответ отсутствует полностью (чистый лист).

Удаление из зала за подлог, использование шпаргалки или недопустимого технического средства.

0 баллов

Ответ имеется, однако он не соответствует содержанию и теме поставленного вопроса.

1-9 баллов

Ответ участника не раскрывает содержание вопроса. Отдельные фрагментарные правильные мысли все же не позволяют оценить выполненную работу положительно.

10-18 баллов

Ответ на вопрос дан в целом правильно, однако неполно. Логика работы недостаточно хорошо выстроена. Пропущен ряд важных деталей или, напротив, примешаны посторонние аспекты. Отмеченные дефекты логики и содержания работы не

19-27 балла

 

 

позволяет поставить за нее повышенную оценку.

 

Вопрос раскрыт достаточно полно и правильно. Автор проявил хорошее знание и понимание темы. Однако отдельные дефекты логики и содержания выполненной работы не позволяют поставить за нее самую высокую оценку.

28-36 балла

Вопрос раскрыт полно и правильно. Автор работы проявил не только глубокое понимание предложенного вопроса, но и глубокие знания в области юриспруденции, знание монографической научной литературы, умение рассуждать, убедительно аргументировать свою точку зрения.

37-45 баллов

 

 

 

 

 

Примерный текст эссе:

Основные теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная) выступают наиболее распространенными учениями о конкретных доминирующих способах и процессе появления такого социального института, как государство. Они включают в себя системы взглядов, аргументирующие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах ученого-богослова Ф. Аквинского; в XX в. ее развил неотомист Ж. Маритен и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт Божественной воли и Божественного разума, который управляет миром. Божественный разум лежит в основе природы, общества, миропорядка и каждого отдельного государства. Государственная власть незыблема и обязана защищать религию, от которой зависит жизнь вечная.

Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Придавая государству и государям как представителям и выразителям божественных велений ореол святости, идеологи теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия и духовности. Особое место здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

В то же время данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство.

Патриархальная теория - представители древнегреческий философ Аристотель, английский правовед Р. Филмер, российский ученый Н.К. Михайловский и др. Теория обосновывают, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа семей приводит, в конечном итоге, к образованию государства. Т.е. государство понимается как продукт разросшейся семьи, своеобразная большая семья. Власть государя трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает неограниченной.

Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.д.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и

 

государстве монарх не выбирается, а назначается, и не смещается подданными, ибо последние - его дети.

Известная аналогия государства с семьей конечно возможна, т.к. структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория способствует формированию уважения к государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства. Понятие «семья» экстраполируется на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи» и др. необоснованно отождествляются с категориями «государь» и «подданные». К тому же семья как социальный институт возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя и отождествлять эти понятия неверно.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, А. Радищева и др.

По мнению ее теоретиков, государство возникает как продукт сознательного творчества, результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «единственном», первобытном состоянии. Само догосударственное состояние основоположники этой теории оценивали по-разному. Так, по мнению А. Радищева государство с самого начала создается по договору между всеми людьми и для «блаженства всех». Руссо же полагал, что государство является результатом плана богатых и создается в целях оправдания и защиты их интересов и их самих. По словам Гоббса, государству предшествовала «война всех против всех».

Государство, согласно взглядам сторонником договорной теории, это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы государству и превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., оно обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителя властью они могут расторгнуть договор с ним даже путем его свержения.

Договорная теория была шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Она явилась обоснованием буржуазных революций в странах Европы.

Между тем слабым звеном этой теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителем. Очевидна недооценка объективных, прежде всего, социально-экономических, военнополитических и др., факторов и преувеличение факторов субъективных.

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военнополитических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

 

 

Представители данной доктрины трактовали государство как «естественно» (т.е. путем насилия) возникшую организацию властвования одних племен над другими. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Государство трактовалось не как итог внутреннего развития общества, а как навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). С другой стороны, степень использования насилия в данном процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим факторам.

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, А. Вормса и др. В эту эпоху наука, в т.ч. гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвиным.

По мнению представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Т.е. государство является продуктом социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений - подданных. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на происхождение государства неправильно, т.к. люди - существа не только социальные, но и биологические. Вместе с тем, нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собою, но разные уровни жизни. Они подчиняются разным закономерностям и имеют в основе своей различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ленин (представители). Они объясняют происхождение государственности, прежде всего, социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда - отделение от земледелия скотоводства и ремесла, обособление класса людей, занятых обменом. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую

 

политическую структуру - государство, которое, прежде всего, служит инструментом проведения воли имущих классов.

Таким образом, государство, согласно материалистической теории, возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

В данной теории заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при недооценке национальных, религиозных, психологических, военнополитических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Материалистическая теория являлась официальной доктриной в советском государствоведении.

Психологическая теория (представители - Л. Петражицкий, Г. Тард, З. Фрейд и др.) связывает появление государства с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем, всегда существуют люди, которые не согласны с властью и проявляют агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства - психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство представители данной теории трактуют как продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, составляют важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты. С другой стороны, роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, т.к. сама человеческая личность формируется под влиянием соответствующих социальноэкономических, военно-политических и иных внешних условий.

Патримониальная теория происхождения государства. Яркий представитель - К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собственности. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего исконного права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники - в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет собственности. Владение собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией.

 

 

 

Государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в т.ч. и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху было не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государства преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военнополитических, национальных, религиозных и иных факторов.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Яркий представитель - современный немецкий ученый К. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государства с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных традиционных аграрных обществах. Это сопровождается большим ростом чиновничества, обеспечивающего эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан - негосподствующие слои. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жесткую централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяя, учитывая и подчиняя. Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджериальной» цивилизации.

Действительно процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидны связи этих процессов с формирование многочисленного слоя управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство (А.Б. Венгеров). Бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных») условий на ход происхождения государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как базовые и основные. Между тем, ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Представители этой доктрины недооценивают социальноэкономические, военно-политические, психологические и иные факторы, ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////