Диалог
"Государство"
- один из знаменитых.
Таким его сделали
и содержание,
и мастерство
изложения, и
близость - правда,
иногда только
кажущаяся -
иных его идей
идеям, которые
волнуют нашу
современность.
"Государство"
- многогранное
построение
философской
мысли.
В
образцовом
государстве:
жены должны
быть общими,
дети тоже. Царь
- наиболее
отличившийся
в философии
и военном деле.
Никто
не должен ничего
приобретать.
За охрану стражи,
продвигающиеся
в военном деле
будут получать
от остальных
граждан вознаграждение
в виде запаса
продовольствия
на год, а обязательность
- заботится о
государстве.
Четыре
вида извращенного
государственного
устройства:
Соответствие
пяти складов
характера пяти
видам государственного
устройства.
Человек, соответствующий
правлению
лучших - аристократичный.
Люди, соперничающие
между собой
и честолюбивые
- лакедемоненский
строй.
Олигархический
строй.
Демократический
строй.
Тиранический
строй.
Государственный
строй основывается
на честолюбии.
Тимократия.
Государственный
строй.
Если
возникает
раздор, это
значит, что
каждые два рода
увлекали в свою
сторону: железный
и медный влекли
к наживе, приобретению
земли и дома,
а также золота
и серебра, а
золотой и серебряный
род, не бедные,
но наоборот,
по своей природе
богатые, вели
души к добродетели
и древнему
устранению.
Применяя силу
и соперничая,
они пришли к
чему-то среднему:
согласились
установить
государственный
строй на землю
и дома, распределив
их между собой,
а тех, кого они
до той поры
охраняли как
друзей и кормильцев,
решили обратить
в рабов, сделав
из них сельских
рабочих и слуг,
сами же занялись
военным делом
и сторожевой
службой. Этот
государственной
строй - нечто
среднее между
аристократией
и олигархией.
Особенности:
В
почитании
правителей
в том, что защитники
страны будут
воздерживаться
от земледельческих
работ, ремесел
и других видов
наживы, в устройство
совместных
трапез, в телесных
управлениях
и воинских
состязаниях
- во всем подобном
- этот строй
будет подражать
предшествующему.
На
государственной
должности - не
мудрые люди,
а те, кто яростны
духом и те, что
попроще - рождены
для войны.
Это
государство
будет вечно
воевать. Люди
будут жадны
до денег, но
будут тратиться
не считаясь
с расходами
на женщин. Они
бережливы, так
как деньги в
чести. Свое
состояние
скрывают, их
воспитало
насилие, а не
убеждение.
"Тимократический"
человек.
Человек
жесткий, менее
образован, хотя
ценит образованность
и охотно сам
слушает других,
но не владеет
словом.
С
рабами такой
человек жесток,
хотя и не презирает,
так как достаточно
воспитан, в
обращении со
свободными
людьми учтив,
а с властями
чрезвычайно
послушен.
Основанием
власти считает
- военный подвиг.
В
молодости такой
человек презирает
деньги, но чем
старше становится,
тем больше их
любит. Кто среди
граждан делает
свое дело, тех
назначают
простаками
и их не принимают
в расчет, а кто
берется не за
свое дело, тех
уважают и хвалят.
Под влиянием
отцов развивается
разумное начало,
а под влиянием
остальных людей
- вожделеющее
и яростное.
Отсюда следует
становиться
человеком
честолюбивым
и стремиться
выдвинуться.
Олигархия.
Государственный
строй.
Это
строй основывается
на имущем цензе,
у власти стоят
богатые, а бедняки
не участвуют
в правлении.
Скопление
золота в кладовых
и у частных лиц
губит тимократию,
они выискивают
на что его
употребить,
для чего перетолковывают
законы, мало
с ними считаясь,
так поступают
и сами богачи
и их жены. Затем
они уподобляют
себе и все население.
Почитают богатство,
значит меньше
ценится добродетель.
Вместо
стремления
выдвигаться
и удостаиваться
почестей, развивается
наклонность
к наживе и
стяжательству,
получают одобрение
богачи, их назначают
на государственные
должности.
Бедняк не в
почете.
Установление
имущим ценза
становится
законом и нормой
строя, к власти
не допускают,
у кого нет
установленного
имущественного
ценза. Строй
держится применением
вооруженной
силы или запугивания.
Такого рода
государства
разделяются
на 2 группы:
первая
- бедняки
вторая
- богачи.
Главный
порок - норма,
на которой он
основан станут
злоумышлять
друг против
друга. Но не
смогут вести
войну (из-за
денег). Когда
богатый человек
расходует свои
средства, то
это не приносит
пользы государству.
Здесь чуть ли
не все бедны,
кроме правителей.
"Олигархический"
человек.
Рассмотрим
переход от
тимократического
склада к олигархическому.
Родившийся
у него сын сперва
старается
подражать отцу,
а потом видит,
что отец терпит
крушение. Увидев
это, он в глубине
души свергает
с престола
честолюбие
и яростный дух.
Присмирев из-за
бедности, он
ударяется в
стяжательство,
в крайнюю
бережливость
и копит деньги
своим трудом.
У
этого человека
ничего потом
не будет вызывать
восторга, кроме
богатства и
почестей. Честолюбие
будет направлено
на стяжательство.
Продукт превращения
любви к почестям
в любовь к деньгам.
Человек бережлив,
деятелен,
удовлетворяет
сои лишь насущные
желания, не
допуская других
трат. Ходит
замухрышкой,
из всего извлекая
прибыль и делая
накопление.
Из-за недостатка
воспитания
у него появляются
наклонности
трутня, отчасти
нищенские,
отчасти преступные.
Не желает тратить
деньги ради
победы и удовлетворения
благородного
честолюбия.
Причина:
в ненасытной
погоне за
предполагаемым
благом, состоящим
якобы в том,
что надо быть
как можно богаче.
При
олигархии
правители не
захотят ограничивать
законом распущенность
молодых людей
и запрещать
им расточать
и губить свое
состояние,
напротив, будут
скупать их
имущество.
Гражданам
такого государства
невозможно
почитать богатство
и вместе с тем
обладать
рассудительностью.
В
олигархических
государствах
не обращают
внимание на
распущенность.
Люди сидят без
дела и те, кто
владеет имуществом,
замышляют
переворот.
Дельцы
между тем, поглощены
своими делами,
не замечают
таких людей,
они приглядываются
к остальным,
и своими денежными
ссудами наносят
раны тем, кто
податлив, взимая
проценты, превышая
первоначальный
долг, разводят
в государстве
трутней и нищих,
молодежь ленива
и бездеятельна.
Так,
и государство
заболевает
и воюет само
с собой по малейшему
поводу, причем
некоторые его
граждане опираются
на помощь стороны
какого-либо
олигархического
государства,
а другой на
помощь демократического.
Демократия.
Государственный
строй.
Осуществляется
тогда, когда
бедняки, одержав
победу, некоторых
из своих противников
уничтожают,
иных изгоняют,
а остальных
уравнивают
в гражданских
правах и в замещении
государственных
должностей,
что при демократическом
строе происходит
по жребию.
Люди
свободные: в
государстве
появится полная
свобода и возможность
делать, что
хочешь. Каждый
строит себе
жизнь по своему
вкусу. Люди
будут очень
различны.
При
этом строе
удобно избирать
государственное
устройство.
В
демократическом
государстве
нет надобности
принимать
участие в
государственном
управлении,
даже если ты
желаешь или
воевать когда
другие воюют,
или соблюдать
условия мира,
когда этого
не жаждешь.
Демократический
строй не озабочен,
тем от каких
кто занятий
переходит к
государственной
деятельности.
Человеку оказывается
почет, лишь бы
он обнаружил
свое расположение
к толпе. Существует
своеобразное
равенство -
уравнивающее
равных и неравных.
"Демократический"
человек.
Человек
усилием воли
подавляет в
себе те вожделения,
что ведут к
расточительству,
а не к наживе.
Вожделения
необходимые
- это те, от которых
мы не в состоянии
избавиться,
можно было бы
по справедливости
назвать их так,
а так же удовлетворение
которых приносит
нам пользу.
Как
из олигархического
человека получается
демократический?
Когда
юноша вырастет
без должного
воспитания
в обстановке
бережливости
вдруг отведает
меда покрупней
- это и будет
началом перехода.
Он
убежден, что
умеренность
и порядок в
расходовании
средств - это
деревенское
невежество
и черта низменная,
они удаляют
из своих пределов,
опираясь на
множество
бесполезных
прихотей.
Очистив
душу юноши, уже
захваченную
ими и посвященную
в великие таинства,
они затем низведут
туда с блеском
в сопровождении
хора, наглость
и распутство
назовут свободой
великолепием,
бесстыдство
- мужеством.
Потом
трата денег,
усилит досуга
станет ничуть
не больше, чем
на лишенные
необходимости.
Такой
человек живет,
угождая первому
налетевшему
на него желанию.
В его жизни нет
порядка. Человек
разнообразен,
многолик, как
его государство.
Тирания.
Государственный
строй.
Когда
во главе государства,
где демократический
строй и жажда
свободы, доведется
встать дурным
виночерпиям,
государство
это сверх должного
опьяняется
свободой в
неразбавляемом
виде, а своих
должностных
лиц карает.
Переселенец
уравнивается
с уроженцем.
Молодые начинают
подражать
взрослым, состязаться
с ними в рассуждениях
и делах. Душа
граждан делается
крайне чувствительной,
все принудительное
вызывает у них
возмущение,
как нечто
недопустимое.
А потом, они
перестанут
считаться даже
с законами,
чтобы уже вообще
ни у кого и ни
в чем не было
над ними власти.
Из крайней
свободы возникает
величайшее
и жесточайшее
рабство. Болезнь,
появление
праздных и
расточительных
людей.
Три
части демократического
государства:
трутни
- возникают в
следствии
своеволия, их
отстраняют
от занимаемых
должностей
при олигархии,
а при демократии
ставят во главе;
из
дельцов самыми
богатыми большей
частью становятся
самые упорядоченные
по своей природе
- богачи;
народ
- те, что трудятся
своими руками.
Они всего
многочисленнее,
при демократическом
строе всего
влиятельнее,
особенно когда
собираются
вместе. Всегда
получают свою
долю.
"Тиранический"
человек.
Имея
в руках чрезвычайно
послушную
толпу, разве
воздержишься
от крови своих
соплеменников.
Человек станет
привлекать
их к суду по
несправедливым
обвинениям
и осквернит
себя, отнимая
у человека
жизнь. Своими
нечестивыми
устами и языком
он будет смаковать
убийство родичей.
Карая изгнанием
и приговаривая
к страшной
казни, он между
тем будет сулить
отмену задолженности
и передел земли.
После всего
этого разве
не суждено
такому человеку
неизбежно одно
из двух: либо
погибнуть от
руки своих
|