|
Михаил Александрович Бакунин. Бакунинское направление в революционном народничестве |
Бакунизм стал своеобразной разновидностью
революционного народничества во второй половине XIX в. Его
основоположником был Михаил Александрович Бакунин (1814—1876). Он
пошел дальше «дворянской революционности» декабристов, а затем и Герцена и
стал революционным демократом. Бакунин был защитником крестьян, твердо веря в
революционные порывы простого народа и надеясь на появление на Руси нового
Пугачева. Популярность М. А. Бакунина объяснялась
тем, что он, выступая с критикой крепостничества и царизма, звал молодежь к
революции, сам участвовал в революции 1848—1849 гг. в Западной Европе, был
узником Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей, соратником Герцена и
Огарева, ратовал за свободу и единство славянских народов. Правда, им
выдвигались лозунги анархизма, но в России воспринимались преимущественно
революционно-демократические идеи и призывы Бакунина. Основные произведения М. А. Бакунина: «Народное
дело: Романов, Пугачев, Пестель», «Наша программа», «В России», «Федерализм и
социализм» и др. Социально-экономические воззрения Бакунина
складывались в условиях подготовки реформы 1861 г. Уже в 50-х годах он предсказывал неспособность русского правительства провести реформу,
которая действительно улучшила бы положение народа. Он утверждал, что
недостатки империи нельзя затронуть, не задев интересов правительства. Большое место в произведениях Бакунина занимала
критика капитализма, которая носила прогрессивный характер. Разоблачая
буржуазные порядки, он использовал ряд положений К. Маркса, изложенных в
первом томе «Капитала». Бакунин описывал классовые противоречия в буржуазном
обществе, безжалостную эксплуатацию народа буржуазией, процветание которой,
как он отмечал, основано «на нищете и на экономическом рабстве пролетариата»
4[Бакунин М. А. Кнуто-германская империя и социальная революция // Избр. соч.
Т. 2. М.; Пг., 1919. С. 26—27]. Взгляды Бакунина на собственность были
предопределены его теорией об отмене права наследования. Бакунин вел
постоянную борьбу с защитниками капиталистического общества, подчеркивая
классовый характер буржуазной науки. Развенчивая демагогические лозунги
буржуазии о свободе, он вскрывал истинную суть буржуазных свобод: это «не что
иное, как возможность эксплуатировать силою капитала труд рабочих» 5[Бакунин
М. А. Усыпители // Там же. Т. 4. С. 34]. Источником «народного богатства» он
считал «народный труд», крторый отдан на разграбление биржевых спекулянтов,
аферистов, богатых собственников и капиталистов. Бакунин писал о разделении труда на умственный и
физический и полагал, что в будущем обществе люди умственного труда
«обратят... открытия и приложения науки на пользу всех и прежде всего на
облегчение и облагорожение труда, этой единственно законной и реальной основы
человеческого общества» б[Бакунин М. А. Всестороннее образование//Там же. С.
49—50]. Он ратовал за организацию «большой общины» в будущем социалистическом
обществе. Бакунинское направление в народничестве имело
анархическую окраску. Ненависть к царской монархии и буржуазным государствам
Западной Европы Бакунин переносил на государство вообще, заявляя, что любая
власть порождает эксплуатацию. Выступая за революционное разрушение
государства, он рисовал социализм как свободную федерацию рабочих ассоциаций
и земледельческих общин, основанную на самоуправлении и абсолютной свободе
личности. Движущей силой революционного переворота Бакунин считал
крестьянство, а также городскую бедноту и деклассированные элементы.
Поскольку, по его мнению, народ всегда готов к восстанию, то толчок к началу
революции должны дать революционеры-бунтари. В середине 60-х годов Бакунин
создал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической
демократии», которая в 1868 г. была принята в I Интернационал. В 1872 г. за подрывную деятельность Бакунин и члены его организации были исключены из I Интернационала.
В условиях России революционно-демократические концепции Бакунина были направлены против крепостничества и царского самодержавия и имели прогрессивный характер. Но в Западной Европе, в странах с развитым рабочим движением, его анархизм приобретал реакционные черты. К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли буржуазную; сущность анархистских теорий. В. И. Ленин охарактеризовал бакунизм как одну из форм непролетарского домарксового социализма, порожденного отчаянием мелкой буржуазии. |
К содержанию: Буржуазная политэкономия. От Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса
Смотрите также:
Теоретические системы политической экономии
История государства и права Римское право Правовые системы современности