Объединение хозяйственных усилий нескольких лиц (услуг, работы, но не объединение только вещей!) в достижении совместной цели определялось как товарищество (societas). Римское товарищество характеризовалось как особый институт частного права, восходящий к семейно-патриархальным связям: «Товарищество — своего рода братство».
Товарищество представляло собою объединение средств и усилий нескольких лиц (в римском праве не было точного решения, сколько лиц могут минимально считаться товариществом; по-видимому, двое тоже могли образовать товарищество) в достижении единой цели, представляющей несколько обособленное качество по сравнению с личными интересами каждого из лиц, т.е. полагалась определенная цель товарищества. Бесцельное товарищество, не стремящееся к выгоде для своих членов, ставило под сомнение действительность договора. В деятельности сторон интересы товарищества должны были доминировать: «Прежде всего следует принимать во внимание интерес товарищества, а не одного из членов». Формально члены товарищества находились в нем на равном положении.
Товарищество не создавало самостоятельного субъекта права, тем более оно не признавалось юридическим лицом, способным к самостоятельным юридическим действиям. Если в итоге деятельности товарищества получалась материальная прибыль или ценностные вещи, то они рассматривались как совместная собственность членов товарищества (condominium — см. § VII.2.1); «вступая в товарищество, никто не перестает быть собственником своего имущества» — т.е. особой собственности товарищества не существовало.
Товарищество учреждалось простыми неформальными действиями: «Товарищество можно учредить словами, действиями или через вестника». Его действительность и обязательность для сторон согласования своих действий с интересом товарищества начиналась с момента соглашения, т.е. товарищество представляло также консенсуальный контракт. Главной целью товарищества предполагалась итоговая прибыль. Распределение этой прибыли должно было быть предметом специального соглашения между членами товарищества: она могла распределяться пропорционально имущественному вкладу в деятельность товарищества, вложенным усилиям и т.п. Если не было специального соглашения, то распределение прибыли осуществлялось равными долями. Не допускалось (т.е. ставило под правовое сомнение смысл договора) т.н. «львиное товарищество», когда в пользу одной стороны шли все прибыли от деятельности, а на другие возлагались все обременения деятельности. Убытки от возможной деятельности товарищества также возлагались либо поровну, либо в соответствии с вкладами. Установление внутренней вины среди членов товарищества (кто больше виноват в убытке, кто меньше) правом не принималось.
Прекращалось товарищество с выходом хотя бы одного из его членов, согласия на это других не требовалось (правда, в конце классической эпохи устанавливались некоторые временные ограничения, обязывающие товарищей к продолжению предпринятой деятельности). Прекращалось, товарищество с окончанием (исполнением) его цели (например, дом выстроен). Перед третьими лицами от имени товарищества мог выступать только специальный представитель, член товарищества действовал от себя.
К содержанию книги: Римское право
Смотрите также:
РИМСКОЕ ПРАВО. Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана
ДРЕВНИЙ РИМ. История Древнего Рима РИМ. Культура древнего Рима Древние римляне
Древний Рим. Римское право. МАНЦИПАЦИОННАЯ ФОРМУЛА И РИМСКАЯ «ФАМИЛИЯ»
Гай — и это особенно важно для нашей темы —
специально подчеркивает, что «само это право свойственно только римским
гражданам» {I, 119} и что «этим способом ... |
Древний Рим. Древний Рим и рабство связаны в наших представлениях ...
Не будет преувеличением сказать, что и сам Гай видел
римское право находящимся в постоянном движении, ..... Глава I.
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА ... |
Древний Рим. «ЧУЖОЕ ПРАВО» И «ОТЕЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ» В Институциях Гая ...
Но упомянутое выше изобилие регулируемых римским
правом вопросов, связанных с рабством, требует от нас ..... Глава
I. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА ... |
Римское право. Юрист Помпоний, написавший краткую историю римского ...
Культура древнего Рима. Европа. Глава третья.
Римское право ... Часто считают, что уже в те древней-шло
времена в Риме существовала полная частная ... |
Древний Рим. Римское право. МАНЦИПАЦИОННАЯ ФОРМУЛА И РИМСКАЯ «ФАМИЛИЯ»
Гай — и это особенно важно для нашей темы — специально
подчеркивает, что «само это право свойственно только римским
гражданам»... |
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Приданое невесты
У новых народов, усвоивших римское право,
римский институт П. (дотальная система) столкнулся с германским началом
общности имуществ у. ... |
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Наследство, вступление в наследство. Право ...
Лишение наследства прежде совсем не допускалось, но
мало-помалу начало входить в жизнь под римским влиянием и допускалось в римским
правом ... |
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Наследство. Приобретение наследства
Римское право,
однако, допускало П. наследства в силу призвания для "домашних
наследников" (heredes domestici, т. е. агнаты, стоявшие под ... |
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Общественная и политическая системы Византии
Византия сохраняет доставшийся ей от Рима сакральный
образ Власти. Римское право сохраняется и модифицируется. Однако
византийская законность ... |
Последние добавления:
Международное публичное экономическое право Международное право Международное право